- Происхождение
- Где применяют лошадей
- Зарубежные породы тяжиков
- Рацион и кормление
- Фотогалерея
- Описание
- Причины сокращения и исчезновения породы
- Особенности экстерьера
- Породы отечественной селекции
- Владимирская тяжеловозная
- Русская тяжеловозная
- Битюг
- Русский тяжеловоз
- Происхождение
- Внешний вид
- Характер
- Исчезновение породы
- Воронежские лошади делятся на три вида
- Краткий обзор
- Воронежская упряжная лошадь как замена битюга
- Экология района
- Особенности размножения и содержания
- История возникновения
- Известные европейские породы
- Суффолк
- Першерон
- Шайр
- Суффолк
- Першерон
- Все о сказочных русских лошадях породы битюг – ФермерПапа
- Тяжеловозы — богатыри в мире лошадей
- Происхождение
Происхождение
Когда была выведена эта порода, сейчас сказать сложно. Одно можно сказать наверняка: у русских людей всегда было много тяжелого физического труда, исторически обусловленного образом жизни. В 18 веке в Воронежской области появились первые потомки классических упряжных грузовиков и степных лошадей. Это привело к рождению героической породы битюгов.
Лошади из местной степи стали отличной базой для выведения нового сорта. Официальное мнение о родине первых битюгов, настоящих героев скачек, — это долина реки Битюг, которая находится в Воронежской губернии.
Однако из-за резкого уменьшения количества пищи во второй половине 19 века эти сильные и красивые животные стали постепенно исчезать. Увеличение количества примесей в крови также отрицательно сказалось на численности населения. Можно с уверенностью сказать, что к концу 19 века порода полностью прекратила свое существование.
Где применяют лошадей
Лошади, созданные для тяжелой кавалерии, пользовались популярностью у крестьян. Буксирные вагоны использовались для тягловых работ, где требовались большая сила и выносливость. Уравновешенный характер мощных лошадей сделал их незаменимыми при рутинных и повседневных операциях в строительстве и сельском хозяйстве.
В конце 19 века в странах Европы было выдано специальное разрешение на забой лошадей и использование конины в корм. Ранее это было запрещено и каралось законом. Запрет был снят в связи со снижением роли лошадей во всех отраслях экономики и переходом на механизированные работы.
Сейчас тяжелые грузовики используются в туризме, спорте, прогулках и развлечениях. Миролюбивый и доброжелательный характер сильных лошадей позволяет даже новичкам и детям комфортно чувствовать себя с животным, не боясь падать и страдать от вспыльчивого нрава. Тяжелые грузовики незаменимы в верховой езде, лошади возят всадников и грузы по тропам и внедорожникам, переходят реки вброд.
Спокойная планировка позволяет использовать большегрузные автомобили на шоу, праздничных мероприятиях, в цирке. Конная полиция выбирает мирных животных для патрулирования улиц и быстрого передвижения по городам, загруженным автомобилями. Выбор тяжелых грузовиков движется в сторону создания более живых, менее мощных пород, сохраняющих миролюбивый нрав, присущий крупным животным, и способность ладить с людьми.
Зарубежные породы тяжиков
Тяжеловозные лошади пользуются большим спросом и популярностью не только в России, но и во многих странах мира. Сегодня многие конные фермы Европы и США могут похвастаться собственными уникальными породами большегрузных автомобилей.
- Брабансон. Эта крупная порода лошадей возникла в Бельгии. И что удивительно, такая массивная и сильная лошадь родилась во времена Юлия Цезаря от небольшой лошади 138 см высотой на уровне холки, но при этом живая и подвижная особь с крепким костяком. Современные брабансоны отличаются идеальной гармонией и пропорциональностью телосложения; хорошо развитые мускулы преобладают, прежде всего, на крупе лошади. Животные рано созревают и при этом не требуют ухода и кормления. Высота на уровне холки достигает 172 см, вес лошади достигает 1100 кг. Плюсы животного — легкая акклиматизация, простота содержания и ухода, достаточная популяция голов.
- Арден. Где-то на пересечении границ Франции и Бельгии в горных и лесных районах образовалась порода тяжелых грузовиков Ardena. Изначально эти животные были среднего телосложения, но крепкие, выносливые и совершенно неприхотливые. Но из-за спроса на тяжелые грузовики эта порода была полностью охвачена брабансонами. Лошади прекрасно себя чувствуют в горных районах, отличаются скороспелостью, подвижностью и универсальностью.
- Округ. Эта более крупная лошадь распространилась по Англии. Типичные местные лошади по разным причинам и обстоятельствам улучшились, стали сильнее и стали нынешними тяжеловозами Шира. Лошади неоднократно скрещивались с голландскими и фламандскими жеребцами, отличительными чертами сегодняшнего Шира являются пышные презентабельные фризы, закрывающие конечности человека до земли. Рост на уровне холки может достигать 178 см, а весовая категория варьируется от тонны до 1200 кг.
- Клейдесдейл. Разведение лошадей этой породы происходило в южной части современной Шотландии. Легкий тип жеребцов был смешан с фламандской, голландской и крупной шайрской породами. Современный вид Клайдесдейла отличается большими размерами и высокой работоспособностью. Они, несомненно, суше, чем округа, и не имеют такой впечатляющей волосатости; при высоте 172 см они могут весить не более 1000 кг.
- Саффолк. Представители старейшей породы тяжелых грузовиков Англии. Наиболее частным разводом их является графство Саффолк, и, несмотря на небольшое количество стад, тяжелые грузовики Саффолка отличаются универсальными рабочими качествами. Рост особи часто не превышает 170 см, а масса не превышает отметку 900 кг. Суффолкские лошади отличаются небольшой волосатостью, худощавым телосложением, но отличной рысью для работы.
- Першероны. Разведение толстогрудых першеронов происходило во Франции, в ходе которого обычные тяжеловозы улучшали свои навыки и качества, скрещиваясь с легендарными арабскими лошадьми. Благодаря этому нынешний першерон может похвастаться длинной шеей, живыми глазами на поджарой голове, укороченной спиной, удлиненным раздвоенным крупом и сильными поджарыми конечностями. Высота Percheron достигает 172 см, эти тяжелые грузовики славятся уникальной подвижностью и выносливостью, безграничной силой, красотой и гармоничным внешним видом.
Рацион и кормление
Трава и сено составляют основу питания большегрузных автомобилей, а также всех лошадей. Из-за большей массы тела рацион упряжной лошади по сравнению с беговой или верховой лошадью пропорционально увеличивается. Кроме того, примерно в полтора раза увеличилась доля зерновых культур. Общее количество корма зависит от энергетической нагрузки животного.
Сбалансированная диета должна включать:
- крупы: 25%;
- грубые корма: 40%;
- сочные корма: 35%.
Особенность питания большегрузных автомобилей — повышенная потребность в сочных кормах, корнях и витаминах. И не забывайте о необходимости давать лошадям соль — около одного килограмма в месяц.
поливать лошадь необходимо не реже трех раз в день; взрослое животное выпивает не менее 50 литров воды в сутки.
В настоящее время экономическое значение всех упряжных пород лошадей невелико, ограниченный мясомолочный сектор и туристические направления позволяют им получать определенный доход от разведения тяжелых грузовиков. Поэтому разведением этих пород сейчас занимаются только энтузиасты-селекционеры.
Фотогалерея
Фото 1. Русский тяжеловоз — современное воплощение Битюгов
Фото 2. Тяжелая сбруя воронежского жеребца
Фото 3. Памятник богатырскому коню в Воронеже
Описание
Лошади сильные, среднего роста. Высота животного в холке в среднем 1500-1580 мм:
- для жеребцов — 1550-1580 мм;
- для кобыл — 1500-1550 мм.
Рост некоторых особей достигал 1780 мм. Спина у животного прямая, с хорошо развитой мускулатурой, лапы прикрыты, тело удлиненное. Хвост и грива толстые и длинные. Голова компактная, с большими, умеренно горбатыми глазами. Грудь широкая, круп несколько удлиненный. Лапы битюгов крепкие, сухие, копыта прямые и плоские.
Типичные животные этой породы отличались уникальным сочетанием силы и чрезвычайной выносливости с быстрым темпом.
Эта порода лошадей сочетает в себе экстремальную выносливость с быстрой ездой, что позволяет переносить тяжелые грузы на большие расстояния. Гибрид 80 версте (около 85 км) с грузом 0,8 тонны считался нормальным для породы, тогда как вес груза в 230 фунтов считался рекордным для грузоподъемности, который составляет почти 4 тонны.
Лошадь отличается неприхотливостью в еде, исключительной послушностью и выносливостью. Это делало битюги незаменимыми как в сельском хозяйстве, так и в конном транспорте. В частности, именно эта порода была задействована в промышленных перевозках. Если присмотреться к картине Васнецова «Герои», то можно предположить, что именно битюги несли на спине защитников земли русской. Знаменитая сказочная Сивка-Бурка тоже имеет много общего с этими лошадьми.
Цвет битюгов разный. Самый распространенный окрас — мох, гораздо реже встречаются коричневые, пегие и рыжие лошади. Есть документы, что Огарев, начальник московской милиции, знаток и любитель лошадей, сам занимался подбором животных одного цвета для пожарных, и каждый из пожарных соответствовал определенному окрасу тяжелых грузовиков.
Сам факт использования битюгов для ухода пожарных говорит о необычайной силе лошадей, ведь помимо пожарных повозка была оборудована техникой, огромной бочкой с водой и водяной помпой. И этот огромный груз (не менее 2 тонн) нужно было не только перемещать, но и бежать с ним на полном ходу — «торопитесь, как огонь».
Причины сокращения и исчезновения породы
С середины 19 века, стремясь вывести еще более крупную и тяжелую породу битюгов, они начали скрещивание с английскими тяжелыми грузовиками, а затем с рысаками. Однако ожидаемого улучшения породы не произошло: на фоне изменения экстерьера значительно снизилась выносливость и неприхотливость породы. Все это со временем совпало с массовой распашкой лугов и ухудшением кормовой базы, что в свою очередь привело к значительному сокращению популяции этой породы. Политические и экономические потрясения начала 20 века практически полностью уничтожили население Битюга.
В надежде восстановить популяцию этой, несомненно, необходимой для сельского хозяйства лошади, в 1922 году в Воронежской области начала работать специальная комиссия по организации питомника по разведению битюгов. Однако разразившаяся в 1925 году эпидемия сапа прервала работы по восстановлению породы. Породистый Битюги полностью исчез.
Особенности экстерьера
Прошло более 100 лет с тех пор, как в России не осталось ни одного Битюга, но мы можем представить, какими они были. Сохранилось много информации об их внешнем виде:
- Рост самых крупных особей мог достигать 170 см, хотя средние показатели колебались в пределах 155-165 сантиметров.
- Круп. Грудь сильная и хорошо развитая, ноги крепкие и сухие. При этом спина у этой породы была прямой, поясничная область была почти такой же мощной, как грудь.
- Что касается окраса, то чаще всего битуги были серыми или лавровыми, хотя речь идет о рыжих и даже пегих особях.
Породы отечественной селекции
Среди российских заводчиков есть чем похвастаться иностранцам:
Владимирская тяжеловозная
Эта порода лошадей была выведена во Владимирской области. Для его получения заводчики скрестили тяжеловозные породы, привезенные из Европы. Изначально целью селекции было улучшение качества европейских пород, но в результате они получили совершенно новую, что стало огромным достижением для домашнего разведения.
Важно! Отличительной чертой, характерной только для этой породы, является раннее развитие жеребят. Например, лошади уже полностью развиты к 3 годам и готовы к тяжелой работе и разведению
Однако у этой породы есть и существенные недостатки. Например, длинная узкая спина, снижающая сопротивляемость лошади, а также узкая грудь, из-за которой тяжело дышать при больших нагрузках.
Вес Владимирского тяжеловоза составляет около 700 кг, что почти в 2 раза меньше европейских аналогов. Этот тип лошади полностью оправдывает свой небольшой вес. Они послушны, спокойны, идеально подходят для конного спорта и скачек и быстро адаптируются к любым условиям содержания. Поначалу лошади, как и любой другой вид, могут проявлять характер, но ласка и доброе слово могут сделать этих огромных упряжных лошадей настоящими друзьями человека.
Русская тяжеловозная
Эта порода лошадей славится, пожалуй, неприхотливостью. Он способен выполнять огромные физические нагрузки и при этом не требует условий содержания и питания. В отличие от других тяжелых грузовиков, которые в основном используются для перевозки грузов, российские тяжелые рабочие лошади также могут производить молочные продукты, причем в довольно больших количествах. Из конского молока изготавливают особый напиток — кумыс, а также сыр.
Тяжелый русский
Внешний вид таких кобыл вполне типичен: короткая мускулистая шея, широкий и широкий лоб, густая грива, массивные и устойчивые конечности.
Битюг
Битюг — упряжная лошадь, которую вывели в 18 лет у русских крестьян Воронежского уезда. Эта порода была получена в результате серии скрещиваний тяжелых пород, существовавших тогда в России, и иностранных лошадей, которых Петр Петр привез в Санкт-Петербург со всего мира.
Битюги имели в те годы большое значение для России; они значительно облегчили работу крестьян в поле. Но, несмотря на это, у этой породы был ряд существенных недостатков, среди которых тонкие лапы, слабая спина и недостаточно развитая мускулатура.
Примечание! В настоящее время эта порода полностью исчезла. Иногда битюгами ошибочно называют другие тягачи
В конце 19 века количество представителей этой породы стало резко сокращаться. Это произошло из-за уменьшения площади земель, на которых выращивались кормовые культуры. Лошади много времени проводили в конюшнях, не занимались спортом и ели пищу, не подходящую для их физиологии.
Несмотря на обилие технологий, в современном мире тяжелые грузовики все еще много значат. Они используются в фермерских хозяйствах как перевозчики тяжелых грузов, незаменимы в конном спорте, верховой езде, а также при продуктивном животноводстве: добыче молока и мяса.
Русский тяжеловоз
Русская тяжеловозная лошадь относится к породе тяжеловозов. Чаще всего их используют для переноски больших грузов. И хотя это не самая большая лошадь в мире, у нее достаточно силы и выносливости. Отличается недюжинной продуктивностью и долговечностью, а также достаточно высокой плодовитостью. В отличие от многих лошадей, они совершенно не требуют условий проживания, российские большегрузные автомобили отлично адаптированы к условиям российского климата.
Происхождение
Родина русского тяжеловесного коня — Урал, и работа по разведению породы была довольно сложной. При племенной работе использовались тяжелые бельгийские грузовики и русские тягловые породы. Кроме того, неоднократно добавлялась кровь орловских рысаков, першеронов, брабансонов и даже арабских чистокровных. Основная цель заключалась в том, чтобы вывести лошадь достаточно сильной, неприхотливой и подвижной, чтобы она могла свободно ходить и рысь.
Внешний вид
Высота в холке от 146 до 150 см. Туловище лошади очень удлиненное, но ноги немного короткие, но отличаются своей силой. Голова небольшая, но широкая, шея мускулистая. Окрас шерсти такой лошади преимущественно рыжий или красно-чалый. Иногда, очень редко, встречается черно-гнедой костюм.
Характер
Лошади русской тяжеловозной породы отличаются абсолютно спокойным характером и добродушием. Они умны и уравновешены. Благодаря этому они легко связываются с людьми и хорошо им служат.
Исчезновение породы
В начале 19 века отечественные коневоды стремились улучшить и без того выдающиеся качества битюгской породы. Для этого начали скрещиваться с английскими стрелковыми грузовиками, но такие эксперименты не дали ожидаемых результатов. Получившееся потомство оказалось менее устойчивым.
Битюг
При этом площадь пашни увеличивалась взрывными темпами, что в результате привело к резкому сокращению количества пастбищ. XIX век ознаменовался большим количеством политических катаклизмов, которые еще больше обострили ситуацию с исчезновением битюгов как вида. Правительство России пыталось сохранить и возродить породу в Воронежской области, но злая судьба сыграла и здесь злую шутку — разразилась эпидемия, в результате которой погибли останки представителей героической расы.
На этом история Битюга в России закончилась.
Воронежские лошади делятся на три вида
- Небольшая группа тяжеловозных лошадей. У них длинное, мускулистое и мощное тело. Предки — тяжеловозные жеребцы.
- Легкая группа воронежских лошадей с гармоничным физическим строением. У них легкая и свободная походка. Предки — Битюгские лапы.
- Третью группу составляют потомки местных жеребцов. Без родословной. У них грубое и дисгармоничное строение тела.
Что касается битюгской породы лошадей, то преобладали мышино-коричневые окрасы. Их разводили в Ульяновской и Тамбовской областях, но, к сожалению, эта порода исчезла навсегда.
Краткий обзор
Знаете ли вы, что битюги не зря стали важными персонажами русских сказок? Эта порода была выбрана потому, что она олицетворяет дух нашего народа. Некоторые даже называют этих лошадей настоящими героями. И это заслужено. Ведь битуги были очень прочными, крепкими, могли нести большие грузы. Почему я говорю в прошедшем времени? Да потому, что на данный момент эта порода вымерла. И чаще всего упоминается только в детских сказках.
Лошади битюгской породы — одни из старейших в своем роде. Они принадлежали к тяжелым. По этой причине издавна такие лошади были помощниками во многих подворьях нашего народа. Люди использовали их, чтобы нести большие грузы, обрабатывать поля, а также ходить в команде. Все это было абсолютно несложно, ведь у Битюга был замечательный характер. Они очень спокойные, трудолюбивые, выносливые, послушные. Считается, что эти лошади были настоящими героями, ведь они не только сильные, но и верные помощники.
Воронежская упряжная лошадь как замена битюга
Но исчезновение битюгов как вида отнюдь не означает, что отпала потребность в выносливых универсальных лошадях. Попытки вывести вид, который мог бы успешно заменить битюгов, привели к появлению воронежских упряжных лошадей.
Такое животное представляет собой помесь легких лошадей и тяжеловозов. В 40-х годах 20 века на выставке впервые была представлена воронежская сбруя. Заводчикам удалось совместить в этих лошадях качества лап, битугов и лошадей с тяжелой упряжи, хотя качества рысака оказались наиболее выраженными.
Ссылка. Воронежскую упряжную лошадь можно охарактеризовать как выносливых и неприхотливых животных, обладающих значительной силой. Эта порода сохранилась до наших дней, и ученые все еще продолжают работать над улучшением характеристик вида.
Экология района
В бассейне реки Битюг много довольно старых сахарных заводов. Часто случались случайные выбросы сточных вод, загрязняющих реку. В этом особо выделялись Нопопокровский, Эртильский и Нижнекисляйский сахарные заводы Воронежской области.
Результат таких катаклизмов — уменьшение содержания растворенного кислорода в воде, в результате чего индикаторы воды — креветки — исчезают, рыбы гибнут.
Особенности размножения и содержания
Одним из самых больших достоинств, определяющих ценность этой породы, является прекрасная репродуктивная способность, долгая активная жизнь. Заводчиков можно использовать для разведения до 25 лет. При хорошей организации условий процент жеребят превышает 90. Очень высокие показатели молочных свойств матерей-самок, около 3 тыс. Литров на период кормления.
Еще одно положительное качество — быстрое созревание особей. В 3 года они уже способны производить потомство, но даже через полтора года практически неотличимы от взрослых особей по внешнему виду, росту и весу. Эти функции позволяют вам использовать их в качестве рабочих достаточно рано. Вдобавок ко всему, тяжеловесы не слишком экстравагантны в уходе, непривередливы в еде, им достаточно более скромных условий. Едят траву, сено, солому, концентраты.
История возникновения
Массивные советские лошади колоссальной силы, способные нести грузы весом в тонны, всегда пользовались популярностью. Многие легендарные тяжелые грузовики были выведены в Западной Европе около двух веков назад. Россия также прославилась своими тяжеловесами. И советская тяжеловозная лошадь — самая мощная и известная из них.
Эти советские тяжелые домики были выведены методом скрещивания. На русских просторах брабансоны оказались уже в середине девятнадцатого века. Но они не пошли по пути, связанному с чистопородным разведением в России.
Почему это было так? У брабансонов очень рыхлое и влажное телосложение. И они очень плохо адаптируются к суровому домашнему климату. Такие советские лошади имели свойство кусаться. У некоторых вообще все может закончиться гниением стрел и таких важных элементов, как ткань конечностей. Но скрещивание слабых брабансонов с находившимися в районе кобылами устранило все эти недостатки.
Жеребец по кличке Экваторе
К тому же несколько грубоватое телосложение бельгийских тягачей не могло удовлетворить российский вкус к истинной гармонии форм и блистательной красоте лошади. Началась такая серьезная и продуктивная работа по созданию новой красивой породы. Так были созданы лошади, которые полностью и полностью удовлетворяли все потребности сельского хозяйства.
Выведение тяжеловозной породы длилось довольно долго. Профессор Д.А.Кисловский и животноводство А.И. Анцин внесли свой вклад в совершенствование селекции и ее успешное осуществление. И только в 30-х годах ХХ века появились жеребята со стабильными генетическими характеристиками. Вместе с этим стала исчезать потребность в чужой крови для тяжелых грузовиков. Улучшение советской породы проводилось с помощью лошадей, выращенных в отечественных хозяйствах. К середине 20 века в стране больше не было брабансонов. Отбор и дрессировка молодых сортов проводились в хозяйствах Починковского и Мордовского.
Разведением отечественных советских лошадей с тяжелой упряжкой занимались сразу два конезавода. В результате результаты были другими. Так образовались два типа советских тяжелых грузовиков, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности. Лошади, выращенные на Починковском конном заводе, имеют массивное телосложение, удлиненное туловище и длинные большие ноги. Лошади из мордовской конюшни более сухие и компактные, так как в них сильны гены английских суффолков.
Известные европейские породы
Одна из самых известных «хладнокровных» лошадей — знаменитая английская упряжная лошадь породы Шир. Лошади высокие и массивные снаружи, но в то же время «аристократичные».
Вес жеребцов тяжелого грузовика English Shire может достигать 1,3 тонны
Прямыми предками этой породы были рыцарские боевые кони, которые в то время достигли очень больших для лошади размеров. Но их потомки до сих пор известны во всем мире своими серьезными размерами. Вес жеребцов может превышать до 1,3 тонны, а их высота в холке может достигать 190 см. Наиболее распространены семена шира: гнедой, карак, серый, гнедой.
Самая популярная в средневековой Англии, эта тяжеловозная лошадь начала приобретаться во время правления короля Генриха в 18 веке. Правитель счел необходимым принять закон об активном разведении этой породы на территории своей страны, чтобы обеспечить сельское хозяйство Англии сильными и мощными упряжными (тягловыми) лошадьми.
Бельгийская сбруя, это Фландрия, это Брабансон — появилась она еще в средние века. Он был выведен на территории современной Бельгии. Эта порода тяжеловозных лошадей частично является предком лошадей Шира, Саффолка и Клайдсдейла.
Грузовик Brabancon — идеальная лошадь для работы в сельской местности
Их рост, правда, не такой высокий, как, например, у Шира, но может немного превышать 170 см в холке. Цвета преимущественно: красный, красно-гнедый, гнедо-чалый.
Для сельской работы это животное идеально подходит, так как брабансон неприхотлив в уходе, дружелюбен к людям и отличается высокой работоспособностью. Кроме того, представители этой породы — одни из самых распространенных долгожителей среди других тяжеловесных лошадей.
Суффолк
Один из старейших европейских тяжеловесов (Восточная Англия). Впервые эта порода упоминается в исторических анналах начала 16 века, но максимальную популярность начала набирать только в середине 18 века.
Саффолк — старый европейский тяжеловес с очень покладистым характером.
Экстерьер такой лошади отличается толстыми ногами, довольно массивным телом, толстой шеей, длинной прямой спиной и округлой формой копыт. Жеребцы в среднем имеют рост 165 см и иногда более 170 см в холке. Вес животного может достигать одной тонны. Часто бывают светло- и темно-красного, иногда каштанового цвета. Характер у этих лошадей покладистый и дружелюбный.
Першерон
Эта тяжеловозная порода лошадей — гигант, которую начали разводить во Франции в 19 веке. Порода не зря получила всемирную известность. Першерон — одна из самых крупных лошадей в мире как по весу, так и по высоте в холке. Среди них были настоящие рекордсмены, которые превзошли планку по высоте намного больше, чем на 2 метра!
Тяжелый великан Першерон имеет красивый аристократический экстерьер.
Несмотря на всю массивность тела, эти французские лошади обладают красивым аристократическим экстерьером, за что они должны быть благодарны предкам арабских лошадей. Их голова аристократической формы с небольшими подвижными ушками и средними выразительными глазами. Также удивительно то, что движения этих гигантов относительно легки, несмотря на всю их громоздкость.
Частая одежда: у яблок серые, гораздо реже — черные. У этих лошадей редко бывают кисти на ногах».
Эффективный представитель всех хладнокровных пород лошадей, поскольку, несмотря на огромный рост и вес, имеет очень привлекательный внешний вид.
Ярким представителем всех хладнокровных пород лошадей является шотландский тяжеловесный конь Клейдесдаль .
Клейдесдейл, как порода, была выведена на просторах современной Шотландии. Лошадь подходит для передвижения по пересеченной местности, но уступает стандартному охотнику. Походка и рысь Клайдсдейла плавные. У этих лошадей большие кости, крупная мышечная структура и мощное телосложение. Однако есть один существенный недостаток — представителей этой породы балуют. Раскрыть весь потенциал Clydesdal можно только при высочайшем уровне ухода и питания.
Преобладающие цвета: чаще гнедой, рыжий, в целом они разнообразны.
Шайр
Вес жеребцов тяжелого грузовика English Shire может достигать 1,3 тонны
Грузовик Brabancon — идеальная лошадь для работы в сельской местности
Суффолк
Саффолк — старый европейский тяжеловес с очень покладистым характером.
Першерон
Тяжелый великан Першерон имеет красивый аристократический экстерьер.
Ярким представителем всех хладнокровных пород лошадей является шотландский тяжеловесный конь Клейдесдаль .
Все о сказочных русских лошадях породы битюг – ФермерПапа
Воронежская рабочая лошадка
Крестьянам, жившим у хреновской конюшни на реке Битюге, удалось косвенным образом попасть к некоторым своим кобылам с жеребцами, которые оказались на фабрике.
Наличие хороших естественных кормов в пойме реки Битюг создавало благоприятные условия для выращивания улучшенной лошади, получившей по месту распространения название Битюг.
Обладая, по сравнению с местными лошадьми, более широким ростом, хорошими движениями и высокой работоспособностью, выведенными в крестьянских условиях, неприхотливыми в уходе и содержании, битюги с удовольствием покупали крестьяне.
Не имея возможности самостоятельно покупать дорогих тяжеловозных лошадей, крестьяне объединялись в большие группы и коллективно покупали жеребцов — производителей тяжеловозных пород.
Однако переход Битуга с Клайдесдалом и частично с округами ни к чему хорошему не привел. Битюг стал терять свои наиболее ценные качества здешнего сельскохозяйственного ареала: приспособляемость к местным условиям содержания, сопротивляемость, подвижность и т.д.
Вороной жеребец, 1941 г.р.
Переправа через Битюг британскими стрелковыми грузовиками нанесла «Битюгу» первые значительные количественные повреждения, не затронув его основной тип.
Вид старого битуга претерпел гораздо большее изменение в результате скрещивания с орловским рысаком. Однако крестьяне, выращивавшие Битюгу, переходили очень осторожно.
Усовершенствовав старый тип битугов в сторону увеличения роста, улучшения подвижности и повышения темперамента за счет вводных кроссов с тяжелыми тягловыми и рысью жеребцами, крестьяне сохранили ценные качества битугов: хорошую адаптацию к местным условиям сохранения и использования.
Однако в условиях индивидуальных крестьянских хозяйств царской России при отсутствии единого плана работы эта ценная группа не могла превратиться в большую группу близко расположенных лошадей.
После революции, чтобы быстро превратить ареалы наибольшего распространения воронежских упряжных лошадей в развитые в 1939 году племенные районы породистых лошадей, был организован Верхнехавский породный питомник.
Жеребец Ветерок, серый, 1942 г.р. Колхоз им. Андреева Верхне-Хавского района.
В конце Великой Отечественной войны костяк воронежских рабочих жеребцов сохранился; кроме того, для работы в питомнике были назначены самые массовые жеребцы орловской породы из Воронежского государственного комплекса, в том числе зверобой от Следопыт и Зазноба; его размеры 165-170-21-21,5, Брут из Барчука и Вендетты; меры 164-164-196-23 и некоторые другие. Уцелела небольшая группа упряжных кобыл, в основном более старшего возраста.
В связи с резким сокращением численности к концу войны для спаривания использовались только самые лучшие и наиболее типичные жеребцы.
Использование в послевоенные годы лучших жеребцов, несомненно, положительно сказалось на формировании более похожей группы воронежских упряжных лошадей.
Современная воронежская упряжная лошадь — средний тип сельскохозяйственных лошадей, промежуточный между легкой и тяжелой упряжной лошадью.
Воронежская упряжная лошадь тяжелее и костлявее рысака, подвижнее и капризнее тяжелой упряжки.
Приближается к желанному типу универсального коня, о котором говорит старинная русская пословица «под водой и под воеводой». Он прекрасно адаптируется к местным условиям содержания, ухода и кормления, отличается высокой продуктивностью, хорошей плодовитостью, стабильно передает 10 признаков своего типа и экономически полезен.
Даже в самых тяжелых условиях войны такие прекрасные лошади, как упряжи Воронежский Ветерок, 1942 г.р., от Боя и Задумы (167-171 — 203-23,0) колхоза Победа Верхне-Хавского района.
Казбек жеребец, черный, рожд. 1937 колхоз «Красный горняк», Этильский р-н
характерно, что лошади государственного разведения из конных хозяйств колхозов в районе Верхне-Хавского государственного питомника использовались на всех сельскохозяйственных и транспортных работах. В годы Великой Отечественной войны все воронежские лошади, в том числе жеребцы, отлично справлялись с работой при очень скудном питании, сохраняя при этом удовлетворительные условия.
Воронежские упряжные лошади обладают гармоничным телосложением, хорошим нравом, умны, привлекательны, выносливы и добродушны.
Кобылы, в значительной степени уступая жеребцам, почти по всем измерениям сохраняют соотношение с высотой в холке, что характерно для воронежских упряжных лошадей. Немного уменьшенное соотношение окружности груди к высоте в холке связано с тем, что кобылы, как правило, имеют на работе больше жеребцов и имеют более низкую форму тела.
Маре Заря, рыжая, 1941 г.р в колхозе «Победа» Верхне-Хавского района.
Улучшение условий кормления, содержания и дрессировки благоприятно сказывается на типе и качестве воронежских упряжных лошадей.
На испытаниях по срочной доставке груза, проведенных в Воронеже в 1949 году, жеребец Актер, прошедший перед испытанием лишь незначительную подготовку, преодолел расстояние 1600 м с грузом 700 кг за 4 минуты 47 секунд в то время как в 1950 году, пройдя хорошую тренировку, он легко преодолел дистанцию 2000 м с нагрузкой 800 кг за 4 минуты. 40 секунд
Воронежская упряжная лошадь в 1949 и 1950 годах на региональных выставках породистого коневодства в Воронеже вызвала всеобщее одобрение многочисленных зрителей.
Среди воронежских упряжных лошадей можно выделить 3 основных типа.
К желательному типу относятся лошади, одинаково удаленные от рысака и от упряжки.
По телосложению и работоспособности лошади этого типа занимают промежуточное положение между тяжеловесной тягой и рысаком и подходят для универсального использования.
Легкий тип, сюда входят лошади, уклоняющиеся от рысака; для них характерны повышенный темперамент и повышенная подвижность, а также менее выраженные формы рабочего снаряжения.
К большому типу относятся лошади, уворачивающиеся от тяжеловозов со следами влияния лошадей тяжелых пород, особенно Ширских и Клайдсдейлских. Эти лошади имеют более грубое телосложение, менее подвижны, флегматичны.
Дальнейшая работа с воронежской упряжной лошадью должна вестись исключительно путем разведения «в себе», в направлении закрепления и улучшения основного желаемого типа.
Скрещивание воронежских лошадей с рысаком приведет к чрезмерному повышению темперамента, потере характерного типа упряжи, формированию типа легкой упряжи. Скрещивание с жеребцами тяжелых пород сопровождается снижением способности быстро бегать в потомстве, увеличением мокроты и потерей отличной приспособляемости к местным условиям.
Работа с воронежской упряжной лошадью в послевоенный период велась в основном в направлении количественного увеличения поголовья. В тот же период, вместе с дальнейшим количественным увеличением, назрела необходимость уделять серьезное внимание улучшению качества лошадей.
Благодаря тщательному и целенаправленному и вдумчивому отбору можно в относительно короткие сроки устранить серьезные конформационные дефекты, которые наиболее часто встречаются у этих лошадей: мягкая спина, сабля, закрытие скакательных суставов, дефекты копыт и т.д.
Высокая работоспособность этих лошадей, проявляющаяся во всех сельскохозяйственных и транспортных работах, заслуженно оцененная местными колхозниками, обязывает коневодов принимать все меры для дальнейшего количественного и качественного роста этой драгоценной группы лошадей.
Кобыла Смарт, гнедая, 1940 г.р в колхозе имени Чапаева Верхне-Хавского района.
Многолетнее использование этих лошадей в сельскохозяйственных условиях, несомненно, подтвердило их высокую применимость.
Есть ли у этих лошадей репродуктивное достоинство?
Профессор Кисловский, выступая на 33 пленуме секции животноводства ВАСХНИЛ, утверждал, что породы с промежуточным типом не нужны. Он отметил, что имея ценные породы лошадей экстремальных типов, с одной стороны рысак, с другой — упряжку, и используя их в качестве улучшителей, можно создавать полезных лошадей промежуточного типа.
Между тем, опыт ВерхнеГавского государственного питомника показал, что даже воронежские упряжные жеребцы, обладающие отличной работоспособностью, также являются хорошими улучшителями.
Море Волга, черная, рожд. 1939 гр.
Кресты рысаков первого поколения, скрещенные с воронежскими упряжными лошадьми, дали отличных кастомных лошадей.
Хозяйства, прилегающие к Верхне-Хавскому государственному питомнику, с удовольствием покупают воронежских упряжных лошадей. В 1950 году хозяйства Березовского и Давыдовского районов Воронежской области закупили в качестве улучшителей 15 жеребцов с воронежской упряжи; количество проданных жеребцов, несомненно, будет быстро расти в течение следующих нескольких лет.
Становится ясно, что лошади промежуточного типа между рысаком и тяжеловозом, как наиболее приспособленные к современным хозяйственным и экономическим потребностям, быстро увеличатся и завоюют свое место в социалистическом сельском хозяйстве нашей страны.
Завершая краткий обзор ценной группы лошадей в ямах, хотелось бы выразить сожаление по поводу искусственно захороненного и исторически сложившегося названия этих лошадей: битуг.
Тяжеловозы — богатыри в мире лошадей
Источник | Россия |
Подходить | Красный, коричневый, серый, чалый, лавровый |
Высота в холке | 1,52–1,54 см |
Внешний | Маленькие, но сильные лошади с крепким телом, мощной шеей и короткими ногами |
Использование | Работа в поле и в частном крестьянском дворе |
Название «битюг» сегодня часто можно услышать как нарицательное имя, относящееся к лошадям любой породы большегрузных автомобилей. Однако это не совсем правильно, ведь такое название носила древнерусская раса. Зачем она тебе? Дело в том, что в результате массового скрещивания битюгов с тяжеловозными породами Западной Европы, через несколько лет битюги полностью исчезли как самостоятельная порода.
Происхождение
Битюг — первая русская порода тяжеловозных лошадей, выведенная земледельцами на рубеже 18-19 веков.
Столь необычное название порода получила в честь реки Битюг Воронежской области, вдоль которой располагались населенные пункты, где впервые появились эти «героические» лошади.
известно, что битюги возникли в результате скрещивания местных рабочих кобыл с тяжелыми грузовиками, привезенными из Голландии. Позже в них была пролита кровь орловских рысаков.